Alan Albegov

Почему мы покупаем картины?

О чем мы размышляем когда смотрим на картину? Какие мысли зарождаются в наших головах, и что за образы начинают волновать наши души? Почему мы покупаем эти картины? Зачем они нам? Кто-то скажет: Купил - значит коллекционер, потому что понравилась, чтобы подарить, и т.д. В музее некоторые по-долгу смотрят на одну картину? Думаю что они, в том числе, переживают заново свою жизнь или ее часть, которая не сбылась так, как о ней мечталось, предположим, с детства.
Мы умеем создавать ментальные миры и погружаться в них. Там мы такие, какими хотели или хотим быть. Там все так как надо. Картины в нашем доме - особый способ подчеркнуть статус хозяина, его вкус и утонченность, и, возможно, удачно дополнить дизайн помещения, создать особую атмосферу. С другой стороны, картина, как и любое другое произведение, имеющее определенную ценность с эстетической, культурной, живописной стороны, требует от зрителя определенной "работы", "духовного переживания", "живого восприятия", "воссоздания" ее заново в сознании смотрящего. Таким образом, проделывая эту "работу" с картиной мы принимаем непосредственное участие в ее становлении из художественной "вещи" в художественную ценность, тем самым сами приобщаемся к искусству. Каким именно образом мы самовыражаемся в контексте выбираемых нами объектов искусства? Это знание может быть полезно как для профессионалов, работающих с дизайном интерьеров, так и нас самих.
Казалось бы, самое простое и очевидное объяснение — мы покупаем то, что нравится и то, что вписывается в наш бюджет. Это так. Но это не объясняет, почему нам понравился именно этот постер, хотя для других он не представляет из себя почти никакой художественной ценности (хоть и стоит тысячи тысяч рублей). Так же это не объясняет, почему некоторые люди оформляют в красивые рамки неуклюжие и наивные работы своих детей. На самом деле за нашим выбором стоит сложная система взаимодействия эмоций, воспоминаний, ассоциаций, предпочтений и особенностей вашей личности. Психологи, изучавшие этот вопрос, выяснили, что существует, по крайней мере, три основных аспекта, формирующих выбор.
Встроенность в повседневную жизнь и расположение — то есть каким образом этот графический объект вписывается в наши ежедневные дела.
Субъективность — или каковы физические характеристики объекта, которые соотносятся с нашими эмоциями и воспоминаниями, а также с ассоциациями из прошлого.
Авторство - кто автор произведения, означает ли для нас что-нибудь его имя, личность.
Встроенность

1. Встроенность. Итак, вот фотография кухни-гостиной в частном доме. Присутствуют два абстрактных образца живописи (назовем их «голубая» и «красная»). «Голубую» картину можно увидеть, только проходя мимо, в направлении столовой. Те, кто сидят за столом, а также те, кто сидят на стульях, её не могут увидеть, потому что она окажется углом. Те, кто сидят на диване (и, например, общаются), тоже её не особо наблюдают, потому что относительно них она расположена сзади и сбоку. Поэтому можно сказать, что голубая картина встроена в повседневную жизнь только в момент, когда ты проходишь мимо нее. Может быть, в этот момент она напоминает хозяевам, что время течет и все меняется, так же, как и ты проходишь из формального помещения (гостиной) в неформальное (столовая). А вот «красная живопись» - немного другое дело. Она видна каждый раз, когда ты поднимаешься или спускаешься по лестнице вниз. Мало того, позади лестницы — дверь, являющаяся выходом на террасу. Поэтому каждый раз, когда хозяева дома, их дети или гости пользуются этими частями дома, они видят красную картину. Получается, что это произведение искусства встроено в их каждодневную жизнь гораздо больше. В этом помещении есть ещё одна картина такого же абстрактного типа: она не сразу бросается в глаза, потому что так выбран ракурс фотографом. Но это произведение искусства встроено в жизнь хозяев даже ещё больше двух предыдущих, потому что её видно не только из коридора, из гостиной, но даже и из столовой и немножко — из кухни. Она висит как раз напротив дивана.

Субъективность

2. Субъективность. Второй критерий - это насколько то, что изображено на картине связано с нашей личностью, эмоциями, характером, предпочтениями. В примере ранее - это как раз те самые субъективные, индивидуальные эмоции, которые (возможно) вызывает, красная картина. Ваши личные воспоминания в связи с этим рисунком - вот тот самый настоящий и скрытый смысл, который несёт изображение - приятные воспоминания. Вариантов великое множество: от ассоциаций с тем, кто подарил картину (тёплые отношения с человеком), до ощущения «мы одна семья» при взгляде на винтажное фото бабушки с дедушкой.

Имя автора

3. Имя автора. Очевидно, что вы можете знать автора произведения искусства, а можете и не знать (или считать эту информацию несущественной). Автором может быть не только художник-профессионал, но и ваш ребенок, или вы сами, например. Этот аспект - важность имени и личности автора - играет достаточно большую роль в выборе не только самого произведения, но и в выборе места для него. С картинами известных авторов всё понятно: тут и гордость, и ощущение причастности, и чувство собственной осведомленности и др. Но остальные случаи для меня даже более интересны. Например, расположение для детских рисунков - на самом деле не только в детской. Если вспомнить про критерии субъективности и встроенности, то многие поймут, почему детские рисунки могут быть актуальны также и на кухне. Потому что позволяют родителям достаточно часто вспомнить о своих детях в приятном контексте, допустим, признать их способности или творческий потенциал. Картины, авторство которых несущественно для вас, могут, на самом деле, обозначать нечто распространенное, массовое, широко используемое или часто встречающееся, лишенное индивидуальности. Ещё, вы можете как будто бы «присвоить» авторство себе, считая, что будь у вас, например, способности и время, вы бы сами нарисовали точно такую же штуку.

По материалам HouzzRu